Аргументы «за»:
№ 1. Места только для «своих»
Нередко во дворах жилых домов паркуются люди, которые там вообще не живут. Например, они приехали в этот район по делам и не хотят платить за парковку. Или же рядом станция метро, а двор используется в качестве перехватывающей стоянки. Этих ситуаций можно избежать, если ввести плату за парковку. Во-первых, у автомобилистов отпадет мотивация оставлять машину на придомовой территории, если придется платить так же, как и на улице. Во-вторых, для местных жителей можно ввести специальные тарифы. Конечно, такого же эффекта можно добиться просто оградив двор шлагбаумом. Но для его установки нужно получать согласие собственников, да и поставить шлагбаум можно не всегда. Организовать платную парковку проще, к тому же не надо закрывать проезд.
№ 2. Всегда будет место
Сейчас в новых домах часто возникает ситуация: двор забит, а подземные паркинги свободны. Ведь за последние надо платить. Введение платы за стоянку во дворах может изменить эту ситуацию. Раз уж платить все равно придется, многие предпочтут вложиться в покупку теплого охраняемого машиноместа. И во дворах можно будет «дышать» — для тех, кто все же решит платить за парковку, это станет приятным «бонусом».
№ 3. Паркуются те, кто ездит
В каждом доме есть человек, который на машине почти не ездит, но его автомобиль пылится под окнами. Введение платы сделает такой долгосрочный простой во дворе невыгодным.
№ 4. Двор для всех
По статистике в 2017 году в России на 1000 жителей приходилось 290 легковых машин. В Москве — 348 штук. Даже из этих данных видно, что автомобилисты у нас в меньшинстве. Но при этом общие дворы фактически принадлежат именно им.
Платные машиноместа возле жилых домов помогут восстановить баланс. Например, парковку можно будет перенести в строго отведенное место и уменьшить в размерах, а на высвободившейся территории организовать детские и спортивные площадки. То есть территорией вокруг дома будут пользоваться все жильцы, а не только те, у кого есть машина.
№ 5. Средства на благоустройство
Что мешает сделать так, чтобы деньги от платных парковок во дворе шли на улучшение качества жизни? Скажем, за счет этих средств можно было бы оплачивать часть услуг ЖКХ. То есть жильцы получили бы своеобразную скидку за то, что парковка возле дома платная.
Аргументы «против»:
№ 1. Устаревшие градостроительные нормы
Большинство жилых домов у нас строилось в советское время, когда автомобиль был роскошью. За прошедшее время машины стали гораздо доступнее, а вот парковок не прибавилось!
То есть у водителей даже выбора нет, где оставлять машину! Более того, власти не особо спешат менять нормативы по количеству парковок в новостройках. То есть домов становится больше, они становятся выше, а машиномест не прибавляется.
Если у тебя в США и Канаде есть single-family (дом на одну семью) или таунхаус в пригороде, у тебя автоматом есть три парковочных места, не меньше. А если ты живешь в многоквартирном доме, правила игры очень простые: если в декларации, где ты покупал недвижимость, написано, что это — район, рассчитанный на автомобильную мобильность, твое жилье будет с подземной парковкой. А если написано car free development, нечего себя обманывать — будешь жить в доме без автомобиля.
Михаил Блинкин
директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Есть ли такой выбор у российских автомобилистов? Увы, нет. Фактически все мы живем в настоящем многоэтажном гетто. На этом фоне мысль о введении платы за парковку во дворах выглядит настоящим издевательством.
№ 2. Проблема размежевания
Кому принадлежит земля, находящаяся вокруг жилого дома? Придомовая территория может быть закреплена как за городом, так и за ТСЖ — весь вопрос в том, как было проведено размежевание. И если земля закреплена за ТСЖ, то ввести там плату за парковку власти не имеют права!
В резидентном размещении автомобиля есть простейшее правило: в пределах территории, за которую я плачу земельный налог, я могу размещать свой автомобиль, договариваясь с собственниками недвижимости. И город в это не вмешивается! А за пределами „межи“ — это уже дело города, это общественное пространство
Михаил Блинкин
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Даже в Москве немало домов, земля вокруг которых принадлежит городу, что уж говорить про другие регионы. По идее собственники жилья могли бы её получить в собственность, проведя размежевание. Однако власти совсем не спешат отдавать столь лакомые кусочки!
Очень часто дому принадлежит лишь территория по его «подошве» плюс один метр. Город просто так земельные участки не отдает. Соответственно все машины паркуются на городской земле. И именно поэтому даже для установки шлагбаума требуется разрешение муниципальных депутатов.
Петр Шкуматов
координатор движения «Синие ведерки»
Более того, год назад Госдума в первом чтении приняла законопроект о введении платы за въезд в центр городов и «определенные зоны». Причем тут парковка? Очень просто. Сейчас взимать плату за стоянку власти могут только на уличной дорожной сети. Если новая инициатива станет законом, то брать плату можно будет за въезд и стоянку на любой территории — в том числе, и за парковку возле дома. И по сути автомобилисты могут получить еще один побор, без всяческих обязательств со стороны администрации.
№ 3. Качество реализации
При введении платной парковки жителям Москвы обещали, что она не выйдет за пределы центра города. В итоге мы видим знаки стоянки и в спальных районах у МКАД. Также москвичам обещали, что эвакуаторы будут забирать только те машины, которые действительно мешают проезду. А по факту суды ломятся от жалоб на несправедливую эвакуацию. Где гарантия, что при введении платы за парковку во дворах не случится очередного «закручивания гаек»?
№ 4. «Плата за воздух»
Если платная парковка в центре города борется с трафиком, то как на пробки будут влиять «платные дворы»?
Многие автовладельцы и так фактически платят за парковку. Это и охраняемые стоянки, и гаражи, и многоуровневые комплексы. В некоторых дворах люди действительно скидываются на установку и обслуживание шлагбаума. Но протест в Москве идет не против платы за парковку вообще, а против платы «за воздух». Когда тебе никто ничего не сделал, когда делают ловушки, в которых разметка одна, а знаки другие, когда неправильное отношение к людям, а ты за это платишь деньги.
Петр Шкуматов
координатор движения «Синие ведерки».
А что вы думаете о перспективе введения платной парковки во дворах? Пишите в комментариях!
Тимофей Исаев
45